Автомобильная компания Honda представила самолет собственной
разработки весной 2015 года. Это первый в истории Японии самолет,
построенный и собранный частной компанией без участия государства.
Шестиместный летательный аппарат создавался 20 лет: в автомобильном мире
за такой срок машину успевают придумать, наладить массовое
производство, провести рестайлинг, а потом снять с конвейера как
устаревшую. В авиационной промышленности другой темп. Ни один самолет
еще не доставлен клиентам — но первые сто экземпляров HondaJet уже
заказаны.
Forbes собрал десять историй о том, как автомобильные компании
занимались авиастроением: от пионеров воздухоплавания и автоспорта из
Voisin до «самолетно-двигательного» подразделения Daimler, со временем
превратившегося в Европейский аэрокосмический и оборонный концерн EADS.
Honda, Япония
Действующий президент компании Honda Таканобу Ито объяснил: создание
летательного аппарата под брендом Honda было мечтой основателя компании
Соичиро Хонды. До осуществления мечты Соичиро-сан не дожил – основатель
умер в 1991 году. Первые эксперименты в авиастроении Honda Motor начала в
конце восьмидесятых, прототипы стали появляться в девяностых, а работа
над нынешним HA-420 HondaJet стартовала в 1997-м. Специально для
завершения проекта и массового производства бизнес-джета корпорация
организовала дочернюю компанию Honda Aircraft Company. С 2006 года
авиационное подразделение базируется в американском штате Северная
Каролина – похоже, в компании рассчитывают, что покупать самолеты станут
в первую очередь жители США.
В новом HondaJet шесть посадочных мест, максимальная скорость
составляет 778 км/ч, а купить самолет можно за $4,5 млн. Отличительной
особенностью бизнес-джета стало расположение двигателей не под, а над
крыльями. За счет нестандартной конструкции инженеры снизили
сопротивление воздуха и, как следствие, добились уменьшения расхода
топлива: по сравнению с конкурентами HondaJet потребляет на 20% меньше
горючего. Без дозаправки самолет способен пролететь до 2000 км – океан
на таком не пересечешь, но добраться из Москвы в Сочи или из Саппоро в
Петропавловск-Камчатский вполне возможно. Неплохо для компании, которая
начинала с моторизованных велосипедов.
Hafei, Китай
В отличие от Honda, китайская марка Hafei с самолетов начинала – и
только через 40 лет переключилась на автомобили. С 1951 года харбинская
компания проектировала военные самолеты и вертолеты для нужд китайского
правительства. В девяностых годах Hafei добавил на конвейер минивэны и
легкие грузовики под брендом Songhuajiang, а с 2002 года начал выпускать
малолитражки и микроавтобусы под собственной торговой маркой. Дизайн
машин заказали у знаменитого итальянского ателье Pinifarina – эта
компания прославилась благодаря своей работе с Ferrari, Alfa Romeo и
Maserati.
В 2009 году автомобильное и авиационное направление Hafei
разъединили. По поручению китайских властей, которым принадлежит
компания, самолетостроительное подразделение Hafei Aviation осталось в
ведении государственной Авиационной корпорации, тогда как автомобильный
бизнес Hafei Motor отошел к автогиганту Changan. Самолеты нового
собственника не интересовали – так что теперь под брендом Hafei
продаются только автомобили. Впрочем, инженерные наработки Hafei
Aviation позволяют компании поставлять комплектующие для лайнеров Airbus
и Boeing.
Rolls-Royce, Великобритания
Один из наиболее известных симбиозов автомобилестроения и авиации.
Rolls-Royce выпускает роскошные лимузины с 1906 года, двигатели для
самолетов появились в линейке компании в 1915-м – по прямому указанию
Вооруженных сил Великобритании. Вопреки расхожему мнению, Rolls-Royce
совсем не хотел связываться с самолетами: заниматься авиацией компанию
заставила Первая мировая война. Сначала в охваченной бомбежками стране
упал спрос на лимузины, а затем военное ведомство Соединенного
Королевства заказало у Rolls-Royce партию моторов для истребителей. С
тех пор компания паралелльно развивала свой автомобильный и авиационный
бизнес. Найти двигатели Rolls-Royce в самолетах можно и сейчас – к
примеру, в лайнере Airbus A380 или в бизнес-джете Gulfstream G550.
Voisin, Франция
Марка Voisin существовала во Франции в начале ХХ века. В то время
разница между автомобилем и самолетом казалась небольшой, а инженеры с
легкостью переключались с одного самодвижущегося экипажа на другой. В
историю мировой авиации компания Voisin вошла как изобретатель первого в
Европе пилотируемого самолета, который смог преодолеть 1 километр в
управляемом полете – речь о биплане Farman I 1907 года постройки.
Компания начинала с легких самолетов на заказ, в военное время
переключилась на бомбардировщики и истребители, а в 1919 году основатель
фирмы Габриэль Вуазен стал выпускать спортивные и люксовые автомобили.
В 1923 году Вуазен перенес традиционную для самолетов концепцию
монокока как несущего элемента конструкции в автомобильные гонки. Первым
болидом, построенным по этой технологии, стал Voisin Laboratoire –
сейчас так строят все машины Формулы-1, но для двадцатых годов прошлого
века решение Вузена было экспериментом. В инженерном плане автомобиль
опередил свое время минимум на 20 лет, но построить на этом большую
копрорацию Вуазен не сумел: во время Второй мировой войны кузова его
болидов переплавляли на самолеты, а после войны компанию
национализировали и включили в состав аэрокосмического холдинга Snecma.
Об автомобилях пришлось забыть – зато авиационные двигатели
последователи Вуазена делают до сих пор.
Nissan, Япония
Выпускать самолеты Nissan начал в 1930-х – в тот момент машины этой
компании продавались под маркой Datson, а сам холдинг никак не
ассоциировался с легковыми автомобилями. Помимо авиастроения корпорация
Nissan Zaibatsu торговала недвижимостью, производила корабельные
двигатели, выпускала бытовую электронику и продавала инструменты для
ремонта.
Расцвет авиационной промышленности в Японии пришелся на годы Второй
мировой войны: строительством истребителей для нужд фронта занималось
сразу несколько фирм по всей стране. Вместе с Nissan самолеты выпускала
Tachikawa Aircraft Company: в 1966-м конкуренты объединились для мирного
производства автомобилей. Современный Nissan остается многопрофильным
холдингом. И хотя интересы компании подчас дотягиваются до мобильных
телефонов и моторных масел для лодок, с авиастроением Nissan завязал:
после поражения Японии в войне стране запретили иметь вооруженные силы, и
производство военных истребителей стало бессмысленным.
Mitsubishi, Япония
Еще одна компания, выросшая на производстве истребителей во Второй
мировой войне. Для солдат, воевавших с Японией, название Mitsubishi
звучало страшнее «Мессершмита»: эти самолеты регулярно совершали налеты
на американские и китайские военные базы. После войны компания
переориентировалась на бытовую электронику и автомобили. В России
наибольшим спросом пользуются внедорожники Outlander, не меньше
востребованы кондиционеры Mitsubishi – компания остается многопрофильным
холдингом с огромным ассортиментом.
Полноценное возвращение в авиацию запланировано на 2017 год. В это
время клиенты получат первые MRJ – 70- или 90-местные самолеты
Mitsubishi Regional Jet для локальных рейсов. Партнером Mitsubishi
выступил заклятый соперник Honda, компания Toyota: в совместном
предприятии последней принадлежат 10 процентов акций. Первый MRJ должен
подняться в воздух в 2015 году; заказчиками нового самолета выступили
авиаперевозчики из Японии, США и Мьянмы.
Spyker, Нидерланды
Универсальный солдат инженерного дела: на рубеже XIX-XX века эта
компания могла создать практически все, что движется. На счету Spyker
более 30 различных моделей машин, три биплана-истребителя для
голландской армии и одна карета для короля Нидерландов. Карета построена
в 1898 году, но монарх ездит на ней до сих пор.
В автомобильном мире голландцев из Spyker знали как любителей
родстеров и машин для длинных гонок, в авиастроении – как изобретателей
тренировочного самолета Spijker V.2 с роторным двигателем мощностью 80
лошадиных сил. Во время Первой мировой войны Нидерланды сохраняли
нейтралитет: частично этому статусу помогала продукция Spyker,
удерживавшая враждующие стороны от нападения на страну тюльпанов. В 1926
году Spyker обанкротился, а в 1999 году энтузиасты автоспорта Виктор
Мюллер и Маартен де Брюйн возродили легендарную марку. Несмотря на
эмблему в виде самолетного винта современный Spyker далек от авиации:
флагманом модельного ряда голландской марки служит суперкар C12 Zagato.
Chrysler, США
Автогигант Chrysler занимает седьмое место в мире по продажам
автомобилей: компания появилась в 1925 году, а сейчас входит в альянс с
итальянским концерном Fiat. Экспериментировать с авиацией Chrysler начал
еще во Второй мировой войне, когда компания собирала двигатели для
самолетов. В 1959 году Chrysler попробовал создать собственное воздушное
судно. Объект, отдаленно похожий на автожир, вентилятор и моторную
лодку одновременно, получил название VZ-6 и выдержал два полета – на
втором испытании транспортное средство перевернулось и разбилось, пилот
успел катапультироваться и выжил.
После этого Chrysler забыл об авиации на 30 лет – пока в 1990 году
заказ американской армии не сподвиг компанию на создание
военно-транспортного самолета C-27 Spartan. Разработка сразу же
поступила на вооружение: во время спецопераций Chrysler C-27 Spartan
может перевезти 46 солдат или 9 тонн груза на расстояние до 555
километров с максимальной скоростью в 487 километров в час.
Mercedes-Benz / Daimler, Германия
Три луча на логотипе Mercedes-Benz обозначают превосходство марки в
трех стихиях: на земле, в воде и в воздухе. И если на земле с задачей
прекрасно справляются автомобили, то в воздухе превосходить остальных
пытались авиационные двигатели производства Daimler – компании, которой
принадлежит марка «Мерседес». Этими двигателями комплектовались, к
примеру, бомбардировщики Messerschmitt и Junkers.
После войны Daimler приостановил производство комплектующих для
самолетов, но уже в восьмидесятых авиационное подразделение возродилось в
виде Daimler-Benz Aerospace. В 2000 году на базе этой компании возник
аэрокосмический гигант EADS. Теперь здесь производят вертолеты
Eurocopter, самолеты Airbus, исследовательские зонды и искусственные
спутники Земли для европейской космической программы. Концерну Daimler,
выпускающему автомобили Mercedes-Benz и Smart, принадлежат 22,52
процента акций EADS.
Saab, Швеция
Название SAAB легко вводит в заблуждение. Прямо сейчас под этой
торговой маркой выпускаются и самолеты, и автомобили – причем делают их
разные компании. «Наземный» SAAB Automobile AB принадлежит шведскому
холдингу National Electric Vehicle Sweden (NEVS), которым, в свою
очередь, владеют бизнесмены из Китая и Японии. «Летающую» SAAB Group
контролирует известная в Швеции династия банкиров и промышленников
Валленберг совместно с британским оборонным конгломератом BAE Systems.
До 1989 года автомобильное и авиационное подразделение уживалось в
рамках одной корпорации: в тот момент SAAB действительно был крупнейшей
компанией, которая одновременно выпускала и машины, исамолеты.
Шведский производитель начинал с военных самолетов: с 1937 штурмовики
и бомбардировщики SAAB поступали в национальные вооруженные силы.
Только конец Второй мировой подтолкнул SAAB к диверсификации
производства. В 1946 году компания разработала свой первый
гражданскийсамолет, 32-местный пассажирский SAAB 90, а еще через год
взялась за автомобили. Единство наземной и воздушной стихий подчеркивала
нумерация: седан SAAB 92 оказался логичным продолжением самолета с
индексом 91 – в сороковых годах шведский производитель собирался
развивать два направления параллельно. На протяжении 40 лет концепция
работала: многоцелевые истребители SAAB поступили в распоряжение ВВС
Швеции, Великобритании, НАТО, Бразилии, ЮАР и даже Таиланда, автомобили
SAAB также продавались по всему миру. В настоящее время компания
сосредоточилась на военных и учебных самолетах, однако пассажирские
лайнеры SAAB 20-летней давности продолжают совершать регулярные рейсы
частных авиакомпаний по всей планете – от Японии до Аргентины. С
выпуском автомобилей ситуация обстоит несколько хуже, однако новые
владельцы знаменитой марки обещают возродить дорожную славу SAAB – в
планах менеджмента наладить производство электрокаров и выйти на новые
рынки сбыта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий