Интуиция интуицией, но без практики механиком не станешь. Бентли пришел в мир техники, поступив в 16 лет на должность помощника на фабрике локомотивов в Донкастере. Затем был краткий период изучения инженерной теории в лондонском Королевском колледже. Паровозы и железные дороги очень увлекали молодого специалиста (это увлечение он, кстати, сохранил на всю жизнь). Проблема состояла только в том, что продвижение по служебной лестнице железнодорожника не обещало быстрых взлетов. А Уолтер Оуэн Бентли был слишком амбициозным для того, чтобы удовлетвориться длительным строительством карьеры по принципу "step by step".
Выход подсказало еще одно хобби Бентли - мотоциклы. Вместе со своим братом Горацием Милнером Бентли он не только освоил двухколесный транспорт, но и участвовал в гонках и ралли на длинные дистанции. Автобизнес оказался для Бентли как раз тем делом, которое сочетало в себе излюбленную техническую составляющую и отличные перспективы для карьеры и заработка. Братья Бентли начали с управления парком такси Unic в Лондоне. Затем они приобрели лицензию на продажу французских автомобилей DPF и открыли в Лондоне фирму под вполне предсказуемым названием Bentley&Bentley.
Именно тут Уолтер Оуэн Бентли впервые применил свой фирменный прием, который приносил успех Bentley в течение нескольких десятилетий. Бентли сделал ставку на спортивные состязания, рассматривая их как отличное по эффективности и недорогое по затратам средство маркетинга. Если машина побеждает в ралли, она хорошо продается. В ноябре 1912 г. DPF Бентли ставит рекорд скорости в гонке на 10 кругах для автомобиля с объемом двигателя 2 л - 66,78 мили в час. А уже год спустя, применив в конструкции двигателя новаторские алюминиевые поршни собственной конструкции, Бентли увеличил рекорд скорости до 81,98 мили.
Изобретение поршней из алюминиевого сплава стало поистине революционным в двигателестроении. Причем даже не так в автомобильном, как в авиационном. Первая мировая война дала мощный импульс развитию боевых аэропланов, которым были необходимы мощные, легкие и надежные двигатели. Для алюминиевых поршней Бентли открылись великолепные возможности, и вскоре они нашли широкое распространение в авиадвигателях. Второй задачей, с которой успешно справился Бентли, стало повышение надежности роторных авиамоторов. Он не просто предложил удачное решение, но и сконструировал два новых авиамотора - Bentley Rotary 1 и 2. Авиация получила надежный и легкий мотор, Бентли - конструкторский опыт, репутацию и финансовые средства для новых проектов.
В ноябре 1918 г. военные действия на Западном фронте прекратились. Бентли решает вернуться к автомобильному бизнесу. Но уже не как продавец чужих автомобилей. Уолтер Оуэн Бентли твердо решает: его фирма будет выпускать машины его собственной конструкции - быстрые и совершенные. Лучшие на Британских островах и на континенте. Бентли даже пришлось выдержать войну с собственными акционерами, которые предлагали развивать компанию не как автозавод, а как дизайнерское бюро. Но Бентли был абсолютно уверен: чтобы иметь возможность внедрять собственные дизайнерские решения, нужно производить автомобили самостоятельно.
В середине 1919 г. новообразованная Bentley Motors в рекордно короткие сроки производит на свет своего знаменитого первенца, Bentley 3 литра. Прототип (весьма впечатляющая даже по современным меркам модель) был создан в лондонской мастерской неподалеку от знаменитой Бейкер-стрит. 4-цилиндровый двигатель мощностью 65 л. с. имел по четыре клапана и две свечи на цилиндр, верхнее расположение распредвала, головки цилиндров с каналами впуска и выпуска по разные стороны. Появление автомобиля на лондонской автовыставке 1919 г. вызвало огромный интерес публики - и не только техническими характеристиками, но и своим названием. До этого модели автомобилей традиционно получали свои имена по мощности двигателя. Однако Бентли считал, что эта характеристика не дает представления о качествах его нового двигателя, и принял решение назвать свою модель, отталкиваясь не от мощности, а от объема двигателя. Изобретенный им принцип "измерения машины в литрах" широко применяется в наши дни.
Примечательно, что первая модель "трехлитрового" Bentley поступила в продажу только в 1921 г. До этого в течение почти 2 лет команда Бентли обкатывала и испытывала четыре прототипа, собранных в здании первого завода компании в Криклвуде. Результат длительных инженерных и дизайнерских работ проявился в серийных моделях, которые сразу же приобрели репутацию самых современных с технической точки зрения, скоростных и при этом весьма надежных - Bentley первой предложила гарантийный срок пять лет на свои модели. Кстати, Bentley Motors не выпускала кузова своих машин самостоятельно, заказывая их в кузовных ателье.
Первый Bentley стоил GBP1050 - весьма недешево. Нужно сказать, что массовостью продаж машины Bentley не могли похвалиться. Всего за период с 1921 по 1931 гг. было выпущено 3024 машины, больше половины из них - "трехлитровые" Bentley. "Пик производительности" - 414 машин - пришелся на 1929 г. Балансирование на грани между прибыльностью и убыточностью было для Bentley Motors нормальным состоянием. Однако на ее стороне были люди, для которых увлеченность Bentley превратилась в культ и которые приложили немало усилий и средств для поддержания этой марки.
В Британии, территория которой непосредственно не пострадала от боевых действий во время Первой мировой, очень многие активные и при этом небедные люди восприняли переход к мирной жизни не как освобождение от военных тягот, а как начало скучной, лишенной риска и приключений жизни. Неудивительно, что им вскоре потребовался новый источник острых эмоций. И лучшим средством "производства адреналина" оказались автомобильные гонки. Машины Bentley, как нельзя лучше подходившие для скоростной езды, вскоре собрали вокруг себя общество гонщиков-любителей, которые создали спортивную славу Bentley. В историю они вошли под неформальным названием "Bentley boys" ("мальчики Бентли").
Первые гоночные победы Bentley были завоеваны на гонке 1921 г. в Бруклендсе водителем компании Френком Клементом. Год спустя подготовленные им "трехлитровки" заняли второе, четвертое и пятое места в состязаниях Tourist Trophy на острове Мэн. За рулем машины, финишировавшей четвертой, сидел сам Уолтер Оуэн Бентли.
Первым настоящим "мальчиком Бентли" считается Джон Дафф. В 1922 г. на машине Bentley он установил новый рекорд скорости - 86,79 мили в час. Вместе с Клементом Джон Дафф участвует в ралли Ле Ман 1923 и 1924 гг., придя в 1923 г. к финишу четвертыми из-за пробитого бензобака, а в 1924 одержав победу. Так начиналась спортивная легенда Бентли - в 1927-1930 гг. его машины побеждали в ралли Ле Ман ежегодно.
Доктор Дадли Бенджамин был известным и состоятельным лондонским врачом, однако вряд ли его имя вошло бы в историю, если бы не Bentley. Гоночный автомобиль доктора Бенджамина был настоящим "монстром авторалли" - спартанский по оснащению, но очень скоростной. На нем Дадли Бенджамин участвовал в каждой гонке Ле Ман с 1925 по 1930 гг. Его победа в 1927 г. была поистине эпической. В сумерках, спустя 5 часов после начала гонки, все три Bentley попали в аварию, два из них выбыли из состязаний. Бенджамин с напарником, корреспондентом газеты "Автокар" Сэмми Девисом, смогли доехать до пит-стопа. Разбитые фары, помятое крыло, смещенная передняя ось - все эти неисправности не остановили гонщиков. Наскоро устранив то, что можно было исправить, Девис и Бенджамин ехали всю ночь, освещая дорогу полицейским фонарем, привязанным к передней стойке. Ближе к финишу, когда их Bentley шел вторым, они рискнули не заезжать на пит-стоп и смогли обойти лидера, французский Aries. Эта победа, которую "мальчики Бентли" отметили в ресторане Savoy в присутствии машины-победительницы, стала родоначальницей традиции роскошных вечеринок в ознаменование гоночных побед. Впоследствии доктор Бенджамин стал основателем Клуба автогонщиков Британии.
Можно назвать еще немало имен "мальчиков Бентли". Таких, как неутомимый гонщик Тим Биркин, дважды побеждавший в Ле Ман, или владелец жемчужных промыслов Австралии Бернард Рубин - в 1929 г. он чудом уцелел, когда его машина перевернулась в ходе ралли Tourist Trophy, придавив водителя и механика. Успешный жокей Джордж Даллер, Лесли Каллингем, имевший отношение к компании "Шелл", барон д'Эрлангер… Но самым знаменитым из всех "мальчиков Бентли" был Вульф Барнато. Он был очень богат, и именно его "денежное вливание" помогло компании Bentley остаться на плаву в трудном для нее 1926 г.
С 1926 по 1931 гг. Барнато был председателем Bentley Motors и сохранял тесную связь с фирмой вплоть до своей преждевременной смерти в 1948 г. Однако в гоночной команде Бентли он четко и послушно выполнял команды Уолтера Оуэна. В ралли Ле Ман 1928 г. Барнато одержал победу, несмотря на треснувшую раму и обрыв водяного шланга на самом последнем круге. На состязаниях двух последующих годов он также занял первое место.
Несмотря на ошеломляющие победы и беззаветную любовь со стороны состоятельных почитателей, компания Bentley не смогла сохранить самостоятельность в условиях возросшей конкуренции и падения спроса на дорогие машины. В 1931 г. ее купил Rolls-Royce, и с тех пор практически до наших дней история двух легендарных марок развивалась параллельно. В 1935 г. Уолтер Оуэн Бентли решил не продлевать контракт с Rolls-Royce и покинул созданную им компанию.
Дальнейшая история компании богата и знаменательными событиями, и знаменательными моделями. В 1998 г. была заключена сделка между BMW и Volkswagen по "разделу наследства" Rolls-Royce, итогом которой стал переход Bentley с 31 декабря 2002 г. под крыло VW. В то время были все основания сомневаться в удачном для бренда Bentley исходе этой сделки, однако сейчас все сомнения развеяны. Bentley укрепился в элитной нише машин премиум-класса, и его продажи растут, несмотря на не самые благоприятные тенденции на этом рынке. Иногда даже кажется, что дух Уолтера Оуэна Бентли и членов его команды по-прежнему живет в машинах с крылатой эмблемой, оберегая марку Bentley от свойственных эпохе глобализации рыночных катастроф и привлекая к ней новых верных почитателей.
Bentley Booklands (изображение с официального сайта) |
При создании автомобилей Bentley, их салоны обшиваются кожей вручную. При этом, для каждой модели требуется 135 метров нити. При создании же руля, требуется сложная технология с использованием двух иголок, в результате чего процесс становится очень сложным и занимает порядка 15 часов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий