Амбициозные предприниматели делятся на две категории: одни дают невероятные обещания, но не выполняют их и внезапно оказываются в Камбодже, а другие ставят перед собой невероятные цели и добиваются их. Элон Маск – глава и основатель компании Tesla – из последних. Сначала он придумал платежную систему, которой теперь пользуется весь мир, потом запустил в космос первый частный корабль, а теперь не может справиться с заказами на свой первый электрокар Tesla Model S и подумывает начать выпуск гиперсамолетов на электротяге.
В 2013 году «Тесла» собирается продать около 21 500 электромобилей: в некоторых штатах Америки Model S обгоняет по продажам Lexus GS и Audi A6, вплотную подбираясь к лидерам премиального сегмента, BMW и Mercedes-Benz. В Норвегии «Тесла» вообще стала самым продаваемым автомобилем по итогам сентября. В абсолюте!
И это только начало: помимо 20 тысяч хэтчбеков Model S, уже с 2015 года компания «Тесла» начнет ежегодно выпускать по 30 тысяч кроссоверов Model X, построенных на той же платформе. А еще чуть позже в серийное производство будет запущена по-настоящему массовая модель, цена которой в США составит около 35 тысяч долларов. Потому что нынешнюю линейку «Теслы» доступной, к сожалению, не назовешь.
Самый доступный вариант Tesla Model S в США можно купить за 62 тысячи 400 долларов без учета опций – это будет машина с батареей мощностью 60 кВт⋅ч, 302-сильным электромотором и разгоном до сотни за 6,2 секунды. Более мощная версия с 85-киловаттной батареей и 362-сильным двигателем стоит 72 тысячи 400 долларов и может похвастать разгоном 0-100 за 5,6 секунды, а топовая модификация с аккумулятором той же мощности, но уже 416-сильным электромотором, стоит от 85 900 долларов США. И это лишь базовая цена!
Потому что потратив несколько минут в конфигураторе и добавив, к примеру, панорамную крышу, «спорт-пакет» с более жесткой подвеской, дорогую музыку, пневмоподвеску и еще несколько приятных мелочей, можно получить окончательную цифру в 122 тысячи долларов. И это с учетом налоговых льгот в размере 7500 долларов США. Для понимания – это уровень хорошо укомплектованного седана BMW 760Li с 12-цилиндровым турбомотором.
За что ребята из Кремниевой долины просят такие деньжищи? Если в двух словах, то за электромобиль, на котором действительно можно ездить.
Что еще можно купить в Америке за 100 000 долларов
Хэтчбек Model S построен вокруг плоского алюминиевого хранилища для элементов питания (это от 5 до 7 тысяч литий-ионных «батареек» Panasonic в зависимости от версии), к которому крепятся алюминиевые подрамники с подвесками и электромотором, расположенным сзади, и алюминиевый же кузов. Да-да, здесь задний привод, а центр тяжести не просто ниже, чем у большинства традиционных машин – он ниже осей вращения колес!
Расплачиваться за невероятную для электрокара дальнобойность придется временем зарядки: при питании от бытовой электросети с малым током (до 20А) на полный заряд аккумулятора уйдет больше 15 часов. А если потратить немного времени и денег и протянуть в гараж более мощную линию и поставить специальную зарядочную станцию за 1200 долларов, то это время можно сократить до 6-8 часов. В Америке есть и другие варианты – сеть станций «суперзарядки», на которых пополнить запасы электричества на борту на 80 процентов можно бесплатно (!) и всего за полчаса.
Или вообще – поменять батарею целиком на полностью заряженную! За пару минут, заплатив 60-80 долларов.
Но это в США… И даже там на всю страну сейчас действует всего 37 «супербыстрых» станций и станций замены батарей. Да, уже в течение 2014 года Маск обещает открыть хотя бы по одной «суперзарядке» во всех американских мегаполисах и на маршруте между двумя побережьями, а обычные зарядочные станции сейчас есть на стоянках многих супермаркетов, но с сетью традиционных АЗС масштабы «электрозаправок» сравнивать пока рано. Даже в повернутой на экологии Европе пока действует всего 13 зарядочных станций Tesla (половина из них – в Норвегии), и в течение ближайшего года эта сеть в лучшем случае свяжет между собой лишь крупные города Центральной и Западной Европы.
Сеть станций зарядки на 2013 год в США
Сколько километров добавит час зарядки
Итого: в среднем пять миллионов рублей за слегка б/у электрическую «Теслу» с пробегом в несколько тысяч миль. Для примера – это российская цена новой BMW M5 или полноприводной Porsche Panamera 4.
Есть у «Теслы» и система бесключевого доступа в салон – машина опознает водителя за пару метров и приветственно выдвигает дверные ручки, обычно спрятанные заподлицо с кузовом, панорамная крыша, электроприводы всего и вся и даже умный парковочный сенсор, показывающий расстояние до препятствия в сантиметрах. А какая здесь камера заднего вида - круче, чем у «айфона»! Жаль только траектория движения не выводится - иначе задом по «встречке» можно было бы ездить быстрее Кена Блока.
Салон
у «Теслы» неплохой, но немного «неживой», что ли. Особенно в темном
цвете: с кремовой кожей и гнутым деревом здесь было бы намного уютнее.
Передние сиденья – удобные и имеют хороший боковой подпор. А вот сзади –
не очень гостеприимный диван с плоской подушкой и плоскими спинками.
Нужно включить подогрев сидений – тыкай виртуальные кнопки на экране. Открыть люк – делай «свайп» пальцами и наблюдай небо вместо крыши. Выбор режима мехатронного шасси, блокировка дверей, открывание багажника или включение света – все это делается легкими касаниями пальцами к экрану огромного «айпада». Здесь же настраивается климат, регулируется эффективность системы рекуперации и режим работы силовой установки. Причем экран настолько большой, что его можно разделить на две части: в одной оставить «окно» с настройками, а во вторую вывести навигацию или музыкальный плеер. Но главное, что все это работает со скоростью мощного «планшетника»!
А все, чем нельзя управлять с экрана – поворотники, переключение режимов головного света – выведено на подрулевые рычажки, знакомые… по моделям Mercedes-Benz. Ведь не зря концерн Daimler числится в совладельцах «Теслы», пусть и с небольшим пакетом акций. Даже селектор выбора режима движения, расположенный на рулевой колонке, тут от «Мерседесов», как и блок управления стеклоподъемниками.
Посадка – удобная, а места сзади – как в седане бизнес-класса. Причем на втором ряду можно расположиться втроем: центрального тоннеля-то нет! Но и это не все – Model S можно заказать в семиместном варианте, с двумя складными детскими креслами в багажнике, установленными против хода движения. И даже с ними место для багажа все равно останется – ведь у «Теслы» есть еще один грузовой отсек – спереди, объемом 150 литров.
«Тесла»
утверждает, что ее панорамная стеклянная крыша – самая большая «среди
бизнес-седанов». Правда, сама Model S – отнюдь не седан.
Сейчас
компания «Тесла» уже закончила адаптацию платформы Model S под
использование полного привода: спереди появится еще один электромотор,
который будет вращать передние колеса. Правда, появится ли полный привод
на Model S в качестве опции или будет предлагаться только на кроссовере
Model X, пока непонятно.
Еще больший сюрприз в том, что Tesla Model S может дубасить не только по прямой – шасси здесь потрясающее.
Благодаря низкому центру масс, расположенному еще и между осями, двухтонный электрокар меняет направление движения с азартом хот-хэтча! Руль – неожиданно информативный и в меру «тяжелый», причем усилие на нем можно сделать еще более выраженным, включив спортивный режим с помощью «айпада» на передней панели. Конечно, почувствовать весь потенциал «Теслы» можно только на сухом асфальте: на влажном или скользком покрытии на характер управляемости электромобиля начинает влиять и большая масса, и внушительный крутящий момент, готовый обрушиться на задние колеса без промедления. Впрочем, дозировать тягу на «Тесле» не сложно – привод акселератора тут настроен очень здорово.
Быстро привыкаешь и к тормозам. При езде на городских скоростях к левой педали можно вообще почти не прикасаться: замедление при сбросе газа (во время рекуперации) такое, что в большинстве ситуаций подкатывать к светофору можно, вообще не пользуясь педалями. Если же клевок при отпускании акселератора начнет раздражать, то эффективность рекуперации уменьшается через меню бортового компьютера в пару касаний пальцами.
Сзади Tesla Model S – почти «Ягуар»
Так что, это и есть наше будущее? Хороший вопрос.
Tesla Model S – это, скорее, не будущее как таковое, а лишь первый шаг в нужную сторону. Элон Маск и его компания придумали и построили действительно выдающийся автомобиль, но отнюдь не идеальный.
У него слабенькая шумоизоляция – в отсутствие моторных и трансмисионных шумов гул шин и завывание электродвигателя воспринимаются в два раза громче, чем они есть на самом деле. У него не идеальный интерьер – и по дизайну, и по эргономике и по проработке деталей. Не хватает «Тесле» и чисто автомобильных фишек, вроде ниш для мелочевки, подсветки зеркал в козырьках или карманов в спинках передних сидений. В машину за 100 тысяч долларов нельзя заказать отдельный «климат» для задних пассажиров или развлекательную систему для детей… А сам задний диван плоский и жесткий, словно делали его по остаточному принципу.
За
меньшую в полтора-два раза цену Tesla Model S могла бы неплохо
продаваться в крупных российских мегаполисах. Но за нынешние 5-6
миллионов, да еще с замороченной растаможкой, «Тесла» почти наверняка
останется лишь дорогой игрушкой гаджетоманов и любителей эксклюзива.
Комментариев нет:
Отправить комментарий